Кто настоящий герой Олимпиады в Рио...
История сирийской пловчихи Юсры Мардини, которая в 17 лет спасала жизни людей с тонущей лодки в Эгейском море, а сегодня выиграла олимпийский заплыв на 100 метров баттерфляем.
В конце 2012 года в городе Дарайя начался один из самых долгих и кровавых боев сирийского конфликта. 10 тысяч солдат и четыре сотни танков с одной стороны, восемь тысяч бойцов – с другой. Все продолжалось около трех месяцев. За это время там погибли более тысячи человек. Раненых и пострадавших даже не считали.
В разгар боев снаряд прилетел в дом сирийской пловчихи Юсры Мардини. Здание полностью сгорело. Юсре повезло, она выжила. Повезло и через несколько недель, когда крышу плавательного комплекса снесло разорвавшейся бомбой и осколками убило двух двух партнеров Юсры.
Девушка твердо решила, что нужно бежать, не дожидаясь третьего предупреждения. Мама пообещала отпустить ее и сестру, но только в том случае, если найдет надежного человека, который сможет безопасно доставить девочек в Европу. На поиски ушло несколько лет. 12 августа 2015 года Юсра, ее сестра, два брата ее отца и друг семьи отправились из Дамаска в Бейрут, а оттуда в Стамбул.
Там они присоединились к еще 30 беженцам и в сопровождении подозрительных людей отправились в Измир, где их должны были посадить на лодку и отправить на греческий остров Лесбос. Группу привезли лес и сказали ждать. Всего в лесу оказалось более трехсот беженцев. По ночам побережье патрулировали полицейские вертолеты. В лес полиция не заходила. Говорят, избегала лишних проблем – у контрабандистов было оружие. Много оружия.
Через четыре дня Юсру, ее сестру и еще 18 человек, в том числе и шестилетнего мальчика, посадили в шлюпку, рассчитанную на шесть человек. Во время первой попытки отправиться в путь их поймали пограничники и отправили назад. Во время второй у лодки отказал двигатель. Возвращаться назад было поздно. До Лесбоса было далеко. Лодка под весом людей стала медленно погружаться в воду.
Те, у кого были мобильные телефоны, стали звонить в турецкую полицию и просить помощи.
«Но полиция нам отвечала: «Разворачивайтесь и плывите назад», – вспоминает Юсра.
Оказалось, что из двадцати человек на лодке умели плавать только Юсра, ее сестра и еще двое мужчин. Они спрыгнули в воду и направляли дрейфующее судно. Через какое-то время одежда стала тащить Юсру вниз. От морской соли слезились глаза и горела кожа. После вроде бы бесполезных и отчаянных попыток выжить Юсра увидела огни греческого побережья. Стало легче.
Ровно через год девушка приземлится в Рио-де-Жанейро в качестве официального участника Олимпиады. Речи о медалях нет – ее лучший результат на 11 секунд не дотягивает до квалификационного олимпийского минимума. Зато в Рио она увидит живого Майкла Фелпса, кумира детства.
Ну и впечатлит на старте. Несмотря на отсутствие глобальных целей, Юсра в воскресенье выиграла свой стартовый заплыв на 100 метров баттерфляем.
«Хочу в Рио побить свой личный рекорд, – говорила Юсра перед поездкой. – Просто потому что сидеть в углу и плакать – это не для меня».